Этот сайт использует файлы cookie, чтобы анализировать трафик, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также делиться им в социальных сетях, подробнее.
OK

Психологические проекции этапов алхимического делания

Ольга Герасимова - автор, ведущая, аналитический психолог
Темны и наполнены неочевидными символами трактаты алхимиков. И, казалось бы, чего искать в них современному человеку? Но от чего-то они притягивают к себе взоры. То ли желанием погрузится в тайный сумрак и с помощью них понять нечто скрытое в собственных психических глубинах. То ли, напротив, ныряя в эту средневековую красоту символов и формул забыться, отречься от современности? Что притягивает нас в текстах исследователей, существовавших много веков назад на границе химии и мистики, где одно являлось метафорой и продолжением другого?

Мне кажется это нечто – наш вечный внутренний голос, который ведет нас к самим себе, к целостности, к внутреннему единству. Ведь современный человек не пойдет за ритуалом в религиозный институт? Вряд ли многие из нас в поисках ответов на вопросы о смысле и Боге пойдут в храмы, мечети, синагоги и дацаны… или начнут искать учителей. Нет, мы отправляемся к терапевту или в гугл, чтобы понять что-то о себе, разобраться. Как будто душа ноет незаживающей раной и потребностью объяснить, переварить, метаболизировать сверхчувственное. Но для этого нет ни слов, ни знаков. Из этой потребности в чем-то большем мы отправляемся на аяуваску или шаманские ритуалы. Как будто без этого соединения с надмирным мы становимся немного сиротами. Как будто в душе есть пустота, пока нет этой укорененности, соединенности с чем-то большим.

Здесь я бы хотела посмотреть на стадии алхимического Опуса как на этапы нашей душевной жизни, как на поиски контакта с чем-то большим и на болезненность переживания его этапов.

Алхимики выделяют 3 или 4 стадии алхимического делания, внутри которых есть ряд промежуточных операций. Здесь мы рассмотрим основные стадии: nigredo, albedo, rubedo.

Nigredo или темная ночь души. Все мы сталкиваемся с этим переживанием, когда проходим этапы перемен. Они могут быть связаны с потерей, разрывом, просто ощущением остановки и тупика. Переживая темную ночь души, мы умираем в какой-то своей части. Это может быть невозможность достичь желаемого: всю жизнь думал, что я композитор, а оказывается это не то дело, не мое. А что тогда делать? Куда двигаться не ясно, и хочется найти лучик света, и невозможно не сваливаться во тьму. Здесь мы страдаем, когда мы уже не прежние, но новое в нас еще не проросло, не окрепло, и кажется, что это состояние без руля и ветрил будет длится вечно. Здесь мы предаемся отчаянию, здесь мы нелюбящие и нелюбимые, здесь мы одни в черном мире. И кажется, что это страдание не имеет конца. Здесь мы находимся в фазе отрицания, мы не то, не то, и не то. Но кто и что мы невозможно понять? Это то место, в котором необходимо дойти до дна, чтобы оттолкнуться и всплыть. Но работа нигредо должна быть проделана, если попытаться выпрыгнуть или перепрыгнуть эту фазу, мы свалимся обратно, и вновь будем проживать те же чувства. Как только мы сгорели дотла, до серого пепла, может наступить новая фаза.

Albedo. Прожив отчаяние и тоску, перегорев в огне страстей и невозможности воплощения замыслов и чаяний, мы как будто становимся немного над ситуацией. Возникает возможность взглянуть на свою жизнь с различными ее аспектами как на целостность. Возникает как будто внутренний наблюдатель, который видит наши мысли и порывы, но может смотреть на все как бы чуть со стороны с пониманием, что это просто этапы пути. Как будто есть возможность взглянуть на любой конфликт, как внутренний так и внешний с нескольких сторон сразу, не заваливаясь в крайности односторонности. Возникает пространство внутренней тишины и недеяния как будто появляется зазор между охваченностью и действием. И этот зазор – точка покоя.

Rubedo. Фаза соединения, внутреннего рождения противоположностей и возможности их удержать. Когда внутренне можно согласится с фразой – тот же самый и другой одновременно. И пережить это как нечто всеобщее. Как способность к сопричастности и состраданию всему сущему, как переживания соединенности мужского и женского аспектов, тепла и холода, близости и дистанции одновременно. Эта фаза творчества как внутренней потребности.


Целиком эту статью можно прочитать в журнале "Сказка и миф" №2 за 2019 год.